НАША РОДИНА


Старооргеевское урочище

Задача, стоящая перед современностью, задача необходимая, насущная — это найти  новые формы Исконного древнего, остающегося самотождественным онтологизма: в отрицании отрицания нереальности антитезиса нашей культуры найти утверждение утверждения. Изучить онтологию древности, вникнуть в неё — условие, необходимое для этого. История преемственна. Мы должны впитать в себя и претворить наследие древности, должны воспринять древнее семя и родить Новую Форму, новый синтез.
Академик Б. Л. Смирнов.

Молдова занимает одно из первых мест в Европе по плотности исторических памятников на своей территории. Некоторые из них незаметны окружающим и до сих пор хранят свои тайны, другие же, наоборот, достаточно известны и привлекают не только местных, но и зарубежных туристов. Одним из таких памятников является древний город Старый Оргеев. Расположен он в нескольких десятках километров от современного города Оргеев, в урочище на реке Реут. С первого взгляда это место поражает своими масштабами и необычностью. С высоты оно выглядит как огромный котлован диаметром около километра и глубиной местами до 100-150 метров, как бы образовавшийся от удара метеорита. В действительности же, некогда бурный и мощный Реут неустанно подтачивал известняковые скалы и выпилил себе замысловатый путь в виде восьмёрки, оставив в центре довольно большой участок земли. Вообще, «Старый Оргеев» — условное название исторического комплекса, так как включает в себя два населённых пункта: Бутучены и Требужены. Как давно это место обживали люди, трудно сказать. Археологи находят предметы из разных эпох: верхнего палеолита, бронзового и железного века, гетов, турков и средневекового молдавского города. Изучение этого комплекса началось ещё в 1907 г. Тогда в кишинёвской газете «Ведомости» была опубликована статья преподавателя Кишинёвской духовной семинарии В.Г. Курдиновского, в которой он описывает свои изыскания о прошлом этого города. Так, в «Книге Большому Чертежу или древней карте Российского государства, поновлённой в Разряде и списанной в книгу 1627 г.» он находит упоминание о городе Орыга. В 1773 г. список «Большого Чертежа» был издан и опубликован известным русским просветителем Н. Новиковым. На чертеже город Орыга стоял почти на Днестре, у того места, где в него впадает Реут, из чего Курдиновский делает вывод, что Оргеев и Орыга – это одно и то же. При небольших размерах карты действительно могло показаться, что город располагался почти на Днестре. Позднее в 1958 г. были найдены молдавские грамоты XVI-XVII вв., которые подтвердили нахождение Старого Оргеева возле села Требужены [1]. Этимология слова «Орыга» довольно прозрачна: очевидно, что оно образовано от глагола «орать».
В конце 1940 г. прошлого века отечественный археолог Г.Д. Смирнов проводил раскопки в старооргеевском урочище, благодаря которым учёные выделили наиболее отчётливые периоды существования города. Так, первым отчётливым периодом является гетский период — приблизительно X-I вв. до н. э. Затем сведения о жизни города достаточно скудны до XIII в., когда начинается золотоордынский период города. В это время до 1330 г. в старооргеевском урочище существовал восточный город Шерх-ал-Джедид. Однако после того как Золотая Орда была разбита войском Дмитрия Донского, Шерх-ал-Джедид прекратил своё существование. Затем начинается период средневекового молдавского города. В середине 15-го столетия Штефан чел Маре превратил город в оборонительный пункт, и во время правления Штефана чел Маре средневековый молдавский город достиг своего наивысшего расцвета, но 1510 г. был разрушен напавшими татарами и так и не смог восстановиться после этого. Попытка возвратить его к жизни была предпринята господарём Еремией Мовилэ, но она не увенчалась успехом [3].
Чем же привлекало поселенцев старооргеевское урочище? Учёные считают, что, во-первых, людей привлекали естественные укрепления этого места, защита реки Реут. Здесь можно было выдерживать осаду многочисленного войска, укрепив легко проходимые места при помощи валов и рвов, что и подтверждается археологическими раскопками. Во-вторых, мыс Бутучены мог прокормить достаточно большое количество людей в течение многих лет. На нём можно было пахать, сеять, ловить рыбу в Реуте. Таким образом, в отличие от других оборонительных сооружений и крепостей, которые в большинстве случаев терпели поражение из-за продовольственной проблемы, старооргеевское урочище было надёжно защищено. В-третьих, и об этом не упоминают учёные, данное место, по-видимому, было сакральным центром для различных культур. Так, в более близкую к нам христианскую эпоху в старооргеевском урочище находился скальный монастырь (на мысе Бутучены). В настоящее время над ним построили колокольню, а неподалёку завершается строительство церкви. Это является косвенным свидетельством существования здесь древнего духовного центра; ведь христиане, стараясь искоренить всё языческое, строили свои церкви и храмы там, где древние наши предки своим чутьём находили места силы. Следует сказать, что современное скальное жилище монаха-продавца производит удручающее впечатление. Вряд ли можно говорить о духовности в том месте, где посетителей воспринимают как потенциальных покупателей свечей, иконок и других сувениров («и храм вы сделали вертепом для разбойников»). Поэтому в данной статье нас будет интересовать не существующий монастырь, не церковь, не молдавский средневековый город, не золотоордынский город и его монеты, турецкие бани и т.д., а более древнее гетское наследие.
Для начала нужно определить, кем являются геты, какую территорию они заселяли, а также их представления о мире. Их относят к фракийским племенам. Для анализа культуры гетов мы не располагаем их языком за исключением некоторых  имён и топонимов. То малое, чем мы располагаем, позволило установить принадлежность языка гетов к индоевропейской группе языков. Например, слово «сарбалос» состоит из слов «сар», что означает «вырасти, родство по восходящей линии, потомство» и «бало», «бели» - «белый», т.е. «потомок светловолосых людей», как названы фракийцы в трудах античных авторов[2]. Также слова «гете» — «говорить», «золтэ» ? «блестеть, жёлтый, зелёный» созвучны славянским словам; «тарабостес» состоит из слов «тара» — «сильный, твёрдый» и «бостес» — «светлый, сиятельный» [2]. Ареал расселения, язык и самоопределённость позволяет отнести гетов к потомкам трипольцев. На это указывают общие принципы их религии, о которой нам сообщают античные греческие авторы. Некоторые учёные считают религию гетов монотеистической, другие же придерживаются мнения о политеистическом характере их религии. Отечественный специалист в области изучения наследия гетов и фракийцев И.Т. Никулицэ считает религию гетов политеистической, так как у них зафиксировано наличие многих богов. А вот что писал о гетах Геродот. «По их  мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Залмоксису (иные зовут его также Гебелейзисом)» [2,4]. Однако Геродот отличает гетов от остальных фракийцев и пишет, что они самые храбрые и справедливые из фракийцев: «Нравы и обычаи у всех (фракийцев — ред.) одинаковы, кроме гетов». Отличительная особенность религиозных воззрений гетов состоит в том, что они считают себя бессмертными. Почитание главного бога Залмоксиса и других богов не обязательно свидетельствует о политеистическом характере религии с каким-нибудь доминантным богом. Так и религию древних славян и индусов можно с таким же успехом назвать политеистической, в то время как в действительности боги и верховный бог являются не множественными аналогами христианского бога, а иерархическими сущностями-стихиями, пребывающими в Едином. Этот бог-посредник Залмоксис, по свидетельству античных авторов, живёт в «подземном покое». Многие исследователи считают, что этот «подземный покой» ? реальное место и соотносят его с горами Орэштии (современная Румыния). В подтверждение этому приводятся выявленные в указанном районе святилища и каменные храмы, составляющие большой религиозный центр. Однако И.Т. Никулицэ подвергает сомнению данное предположение, несмотря на впечатляющий характер святилищ. Во-первых, они относятся к I веку до н. э., тогда как свидетельства Геродота относятся к V веку до н. э. Во-вторых, все сведения античных авторов классического и большей частью эллинистического периода касаются гетов, а не даков с Карпатской дуги[2]. Таким образом, очевидно, что «подземный покой» Залмоксиса находился в каком-то в другом месте. В каком, мы попробуем ответить ниже.
Вот что ещё пишет о Залмоксисе и об отношениях гетов к нему Геродот: «Каждые пять лет геты посылают к Залмоксису вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу всё, в чём они нуждаются в данное время. Посылают они вестника так. Выстроившись в ряд, они держат наготове три метательных копья, другие же хватают вестника к Залмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзённый копьями, то это считается знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем, а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее, поручение ему дают ещё при жизни» [2,4]. Можно предположить, что дошедшее до Геродота описание отправки посланника к Залмоксису было искажено или неправильно истолковано. В любом случае, никак нельзя называть это жертвоприношением, так как, во-первых, гет шёл на это добровольно, а во-вторых, геты не признавали смерть. М. Елиаде высказывает предположение, что посланник был посвящён в мистерии, основанные Залмоксисом [5], и, скорее всего, мы имеем дело с очередной профанацией мистерий, как это неоднократно случалось в истории. Однако, не задаваясь целью подробно рассматривать этот вопрос, пойдём далее.
У античных авторов бытовала следующая легенда о Залмоксисе. Залмоксис якобы был рабом у Пифагора, а затем, став свободным, приобрёл великое богатство и с ним возвратился на родину, для того чтобы учить своих соотечественников-фракийцев (которые находились на низком уровне развития) эллинской мудрости и о посмертной жизни. Для бесед с достойными людьми он велел соорудить особое помещение, в котором  пришедшие трапезничали вместе и вели философско-религиозные беседы. Кроме того, он велел соорудить себе подземный покой, и когда он был готов, спустился в подземелье и жил там 3 года. Фракийцы же были весьма опечалены этим поступком и оплакивали Залмоксиса как умершего. На четвёртый год Залмоксис вновь явился фракийцам, и те таким образом уверовали в его учение [2,4].
Как и в случае с обрядом отправки посланника к Залмоксису, налицо явное искажение фактов. Вполне можно понять греков: они не могли себе представить, что  какие-то варвары могли в чём-либо превосходить их, и в религиозно-философских доктринах в частности. Поэтому, усмотрев схожесть в воззрениях Пифагора и гетов, они приписали последним производный характер. Следует отметить, что сам Геродот критически относился к этим рассказам. Что касается подземного покоя, то это вполне реальный факт. Кроме старооргеевского урочища, многие гетские городища, важные административные центры, такие как Рудь, Машкауцы, Потырка, Селитра, Кот, расположены или на высоких скалистых берегах Днестра и Реута, или поблизости от них. В скалистых берегах выявлено значительное количество пещер. И.Т. Никулицэ делает предположение, что каждые четыре года в них удалялись верховные жрецы гетов, о которых мы ещё расскажем ниже[2]. Пещера как символ занимает особое место в истории религии. Очень часто встречается мотив явления божественного света в пещере. М. Елиаде так расшифровывает этот мотив. Пещера — это часть хтонического мира и модель вселенной, священное всеобъемлющее пространство, «мир в себе», а вовсе не сумеречное подземное царство. Пребывание в пещере не обязательно означает нисхождение в мир теней, оно может также означать и жизнь в более объёмном, более сложном мире, населённом сверхъестественными существами, и поэтому этот мир полон богатств и неограниченных возможностей. Вот почему мифы о пещерах с сокровищами являются десакрализацией этого религиозного символа пещеры [5].
Культовые сооружения гетов в старооргеевском урочище на мысе Бутучены были обнаружены в 1984 г. В восточной части мыса, между второй и третьей линией оборонительных сооружений гетов на скальной породе обнаружена каменная вымостка. Она имеет искусственное происхождение и была сложена из плотно пригнанных друг к другу известняковых камней. Вокруг каменной вымостки выявлен ряд вырытых в скальной породе ям округлой или овальной формы, диаметром от 24?30 см до 30?45 см, глубиной от 40?50 см. до 60?65 см. По предположению учёных, в этих ямах устанавливались деревянные столбы. В непосредственной близости от каменной вымостки расположены три столбовые ямы, за которыми расположены шесть таких же столбовых ям: три в северной и три в южной части. Каждый ряд ям образует полукруг, напоминающий подкову. Расстояние между ямами 1,3?3 метра. Всю эту конструкцию окружают двенадцать столбовых ям, расположенных по окружности на расстоянии от одного до 2,5 метров. Диаметр окружности 8?9 метров, и она ориентирована осью с востока на запад [2, стр.74].
По мнению И.Т. Никулицэ, данное сооружение представляет собой святилище, которое было связано с культом небесных светил, в первую очередь Солнца. Каменная вымостка – это алтарь святилища. Расположение столбовых ям и их количество позволяет говорить о наличии знаний астрономии и математики и позволяет соотнести это сооружение с другими подобными ему комплексами, как например со Стоунхенджем. Рядом со святилищем была обнаружена постройка, в которой было два помещения. Датируется святилище  IV - III вв. до н. э. Это самое раннее из выявленных святилищ гетов. Учёные не исключают, что оно было воздвигнуто и раньше, когда только началось образование поселения гетов. Близкие по форме святилища обнаружены в Долинянах на Среднем Днестре, а также на дакийских поселениях в горах Орэштии. Все они относятся к I в. до н. э–II в. н. э. [2].
И.Т. Никулицэ также высказывает предположение, что данное святилище также выполняло функцию календаря, и проводит убедительные параллели между египетским и гетским календарями. Создание  подобного рода святилищ, их ориентация на местности по сторонам света требовала соответствующих навыков и знаний. В древности для этого применялся метод, который впервые упоминается ещё у египтян времён Аменехмента (2000?1980 до н. э.), ? так называемый египетский треугольник, соотношение сторон которого такое же, как у пифагорейского: 3?4?5. Поэтому эллины не могли допустить, что «глуповатые фракийцы», т.е. геты, которые якобы влачили жалкое существование, сами могли додуматься до использования такого метода[2].
И.Т. Никулицэ также пишет, что о высоком уровне знаний у гетов свидетельствует Платон в своём диалоге «Хармид». В диалоге говорится о том, что полезность проповедуемого Залмоксисом направления в медицине состоит в том, что у больного следует лечить не только травмированные места, а всё тело, особенно путём благоприятного воздействия на его психику. С этим согласны многие современные целители, которые приступают к лечению пациента только после выявления психологических (кармических) причин, спровоцировавших развитие болезни. Античные историки указывают на наличие у гетов верховного жреца и греческой касты. И.Т. Никулицэ на основании их свидетельств заключает, что во главе жречества находились так называемые полистаи или плеисти, что означает «самые знатные», «знатнейшие». Следует особо отметить, что для всех фракийских племён, в том числе и для гетов, было характерно наличие особого сословия прорицателей-вегетарианцев, придерживавшихся обета безбрачия. По религиозным соображениям они не ели мяса, питаясь в основном молоком, мёдом и брынзой. Это были «капнобатаи», что означает «блуждающие в дыму» ? предсказатели будущего и «теосебы», что означает «боящиеся бога» ? почитатели богов. Капнобатаи – танцовщики и колдуны. Для предсказания будущего они входили в особый транс, который достигался при помощи коллективного танца вокруг костра. Некоторые авторы считают, что в костёр бросали коноплю для того, чтобы облегчить вхождение в транс. Однако использование галлюциногенов, хотя и является распространенной практикой в шаманских и экстатических техниках, тем не менее, является достаточно поздним явлением и говорит о недостаточной силе адепта для вхождения в транс без галлюциногенов.
Таким образом, старооргеевское урочище хранит в себе много информации о духовной жизни проживавших здесь людей. Очевидно, что это был не только важный административно-военный, но и религиозный центр, по крайней мере, для гетов. На основании археологических раскопок трудно представить себе мировоззрение и духовный опыт народа, и, как правило, он сильно недооценивается учёными. Нельзя думать, что наши предки были целиком поглощены лишь вопросами о том, как добыть себе пропитание, остаться в живых и продлить род. Мозг человека того времени мало чем отличался от мозга современного человека. Однако мозг современного человека заполнен различного рода ненужной информацией, органы чувств постоянно реагируют на различные раздражители, шумы и т.д., в то время как человек того времени располагал гораздо большими возможностями для погружения в себя, интроверсии, и развития своего духовного мира. Иначе невозможно найти объяснения тому, что разветвившиеся по всей Евразии потоки индоевропейцев, в том числе и геты, на протяжении веков не только не выродились в культурном отношении, но и, как и многие индоевропейцы, по-видимому, располагали языком, превосходящим по сложности современные, который нужен вовсе не для общения на бытовые темы. Природа очень экономна в своих действиях, и раз такой язык существовал, это было не зря ? он отражал культурный и духовный уровень людей того времени. Сама вера в бессмертие человека, благодаря которой геты запомнились античным авторам, предполагает наличие очень активной духовной практики в течение жизни, так как трудно поверить в то, что человек с таким мировоззрением стремился бы к накоплению мирских благ и удовольствиям. Если геты были убеждены в своём бессмертии, они должны были сосредотачиваться на постижении этой бессмертной сущности в себе, что предполагает наличие различного рода посвящений, как всеобщих, так и предназначенных для определённого сословия людей, хотя, возможно, геты с малых лет с молоком матери впитывали это вuдение мира и просто не могли мыслить иначе. Современные люди, у которых страх перед смертью доходит иногда до панического ужаса и заставляет их совершать любые, даже самые низкие поступки, дабы остаться в живых, по сравнению с гетами кажутся весьма жалкими созданиями, накопившими у себя в голове ненужный для этически правильной жизни хлам информации. Для того чтобы вернуть себе утраченное вuдение мира и знания о своём бессмертии, современные люди должны обратиться к прошлому, к традиции. Посещение таких мест, как старооргеевское урочище, должно стать импульсом для поиска в себе ответов на многие жизненно важные вопросы, для восстановления линии преемственности и для обретения силы.

P.S. Как принято в данной рубрике, мы предлагаем читателю наши фотографии Старооргеевского урочища, этого удивительного места, см. фото.

 

Библиография:
1. «Не потерять сокровища», Ткачук Е. М., Кишинёв, 1986 г.
2. «Северные фракийцы», Никулицэ И.Т., Кишинёв, «Штиинца», 1987г.
3. «Археологические исследования в Старом Оргееве» Кишинёв: Штиинца, 1991 г.
4. «От Залмоксиса до Чингизхана», М. Елиаде, 1970 г.


Как сообщает М. Елиаде, в 1935 году П. Кречмер, немецкий лингвист, провёл лингвистический анализ и доказал, что "Zemelo" (встречающееся в надписях на греко-фригийских надгробиях в Малой Азии), фракийское "Zemelen" (земля), и Семела (богиня Земли, мать Диониса) восходят к единому "g'hemel" — "земля, почва, принадлежащий земле" (ср. авестийское "zam", земля, литовское "zeme", латышское "zeme", древнепрусское "sama", "semme", древнеславянское "zemlja", земля, страна [5]. Таким образом, Залмоксис этимологически означает «относящийся к земле», может быть «бог земли», т.е. воплощение источника и материнской груди, к которой возвращаются люди после смерти[5].